Skip to main content

Источник: Trаshbох

Подавляющее большинство современных транспортных средств фиксируют собственное местоположение намного лучше, чем их владельцы. Все большую популярность приобретают мобильные приложения для удаленного управления автомобилем, включая дистанционный запуск, помощь при парковке, аварийный сигнал при ДТП. Чтобы держать все это в состоянии постоянной активности, приходится собирать много конфиденциальных данных. С одной стороны, злоумышленники могут получить к ним доступ, чтобы использовать в своих целях. С другой стороны, даже автопроизводители не хотят предоставлять столько информации.

? Важно понимать, что постоянный сбор данных о передвижении транспортных средств — это полностью легальная деятельность, фактически не урегулированная на законодательном уровне ни в одной стране мира. Несмотря на активное развитие технологий в автомобилестроении, вопросу конфиденциальности начинают уделять внимание только сейчас.

Автомобили собирают данные о местоположении и многое другое

Если вы просматриваете визуальный контент в социальных сетях в течение часа, вы израсходуете около 720 МБ трафика. По данным Washington Post, Chevrolet Volt 2018 года генерирует около 25 ГБ данных во всех возможных категориях за одно и то же время. Транспортное средство, например, постоянно получает местоположение GPS, даже если водитель не активирует навигационные системы. Если получить доступ ко всей этой информации и поставить перед собой цель, то можно составить карту перемещений автовладельца до конкретных мест жительства и работы, часто посещаемых заправок.

Согласно статистике, до 90% автомобилей, проданных в США в 2021 году, и до 130 миллионов автомобилей, проданных по всему миру, были оснащены той или иной формой передачи данных. Речь идет о подключении их развлекательных систем к Wi-Fi, сотовым сетям и Bluetooth, а также, конечно же, об активном использовании навигационных систем с использованием GPS. Все это активно собирает конфиденциальную информацию о пользователе, который понятия не имеет, где именно начинается и заканчивается этот процесс. Например, журнал событий Ford F-150 2013 года фиксирует координаты при открытии и закрытии автомобиля. почему он это делает? Хороший вопрос.

Современные автомобили наблюдают за нами все время.  Как и что собирают

Транспортные средства передают информацию компаниям

Массовый сбор информации о транспортных средствах давно стал прибыльным бизнесом — например, этим занимается Otonomo. Он работает со многими автопроизводителями, включая BMW, Kia, Ford, Toyota и Stellantis. Данные, собранные с автомобилей этих марок, передаются Microsoft, Amazon и многим другим технологическим компаниям, которые используют их в своих целях. Они помогают избегать пробок, грамотно проектировать новые дорожные развязки, корректировать стоимость обязательных платежей по автострахованию и сигнализировать о предстоящем потенциальном ремонте. Однако сложно осознать масштаб проблемы, если эта информация попадет в руки недоброжелателей.

Многомиллиардный бизнес по сбору данных представляет серьезную угрозу конфиденциальности. Обычно речь идет об огромных информационных массивах, из которых вычленить отдельных водителей не так просто, но все же возможно. В тематическом материале 2019 года The New York Times провела исследование деанонимизации личности пользователей, которые сознательно делятся данными о своем местонахождении. Оказалось, что выделение отдельных людей из общего массива не такой уж и сложный процесс. С современными автомобилями и данными, которые они собирают, ситуация аналогичная.

? Любопытно, что, по данным журнала Nature, четырех пространственно-временных точек (координат GPS с отметкой времени) уже достаточно, чтобы идентифицировать конкретного человека из группы в 1,5 миллиона человек с точностью 95%. Единственный способ избежать идентификации — сделать данные о времени и местоположении менее точными.

Компании не полностью раскрывают вопрос конфиденциальности

Чтобы оценить текущее состояние конфиденциальности в автомобильном мире, в начале 2022 года The Drive связалась с четырьмя ведущими мировыми производителями автомобилей: BMW, Ford, Honda и Kia. Все они предлагают современную беспроводную связь для транспортных средств, что означает потенциальную передачу информации о пользователе. Издание разъяснило не только вопрос прямого сбора информации, но и политику компаний в отношении продажи и обмена данными с третьими лицами.

Форд просто отказался от комментариев. BMW изначально подтвердила запрос на апелляцию, но не раскрыла подробностей о своих действиях с пользовательскими данными — по крайней мере, они не сделали этого в оговоренные сроки. Honda отметила, что может собирать информацию о начале и конце поездки, а также чисто теоретически передавать ее третьим лицам. Причем это не зависит от того, использует ли водитель какие-либо проприетарные средства связи. Kia подчеркивает, что не собирает данные и не передает их третьим лицам — однако бренд не отрицает сотрудничества с Otonomo.

Современные автомобили наблюдают за нами все время.  Как и что собирают

Почему производители должны уважать конфиденциальность

Выше по тексту уже отмечалось, что данные, собранные транспортными средствами, могут попасть в руки недоброжелателей. Как именно они смогут использовать информацию о местах проживания и работы, а также о суточных интервалах нахождения водителя в каждой геолокации — большой вопрос. По большому счету, для этого достаточно будет просто вычленить конкретный автомобиль из потока машин, попадающих на тот же Отономо или остающихся на серверах конкретного производителя.

Более того, вопрос сохранения конфиденциальности персональных данных также поднимает проблему их использования против непосредственного водителя в полицейских расследованиях и в других делах на государственном уровне. Могут ли производители раскрывать информацию о перемещении своих клиентов по запросу властей? Если да, то автомобилисты должны быть предупреждены об этом заранее и понимать всю меру соответствующей ответственности. Вряд ли все согласятся с тем, что органы исполнительной власти в курсе каждой поездки, которую может совершить владелец транспортного средства.

? Интересно, что вопрос конфиденциальности данных в контексте транспортных средств стоит уже сегодня особенно остро в США. Из-за различий в законах между разными государствами вполне возможно выехать на территорию более лояльного и провести там нужные манипуляции. Автовладельцев не устраивает, что такие перемещения можно отследить.

Чего ждать от автотрекинга в обозримом будущем

Сегодня трепетное отношение к конфиденциальности пользовательских данных в разрезе транспортных средств фактически не регламентировано на законодательном уровне. Поэтому этот вопрос ложится только на плечи производителей. Одни продолжат открыто собирать информацию о поездках и даже передавать ее третьим лицам, другие продолжат скрывать этот факт или вовсе откажутся от такой практики. Однако в последнем случае может пострадать действующая бизнес-модель, которая в том числе предполагает внедрение данных для исследовательских компаний наподобие того же Otonomo.

По словам Мэри Стоун Росс, директора по конфиденциальности в технологической компании OSOM, на всякий случай вы также не сможете использовать официально арендованные автомобили. Поэтому, чтобы быть уверенным, что личные данные никуда не перешлют, лучше использовать далеко не самые новые автомобили без обилия электронной начинки. В дальнейшем этот вопрос должен начать регулироваться — однако конкретной информации по большинству стран в этом контексте пока нет.

Современные автомобили наблюдают за нами все время.  Как и что собирают

Источник: Драйв.

Источник: Trаshbох

Оставить комментарий