Skip to main content

Источник: Trаshbох

Если попросить обычного геймера нарисовать контроллер для игровой приставки, что это будет? Скорее всего, прямоугольной формы, но со скругленными углами, и с парой ручек по бокам для надежного хвата. Слева и справа под большими пальцами будет по 4 клавиши, посередине пара стиков, а сверху место для триггеров. Другими словами, будет нарисован контроллер PlayStation. Хотя Sony не изобретала геймпад, на самом деле именно их дизайн стал эталоном — он сформировал внешний вид и эргономику устройства для управления видеоиграми, которое остается актуальным уже почти три десятилетия.

Справедливости ради, вспомните Nintendo, которая одной из первых предложила разместить крестовину слева, а функциональные клавиши справа на контроллере SNES. Также Nintendo впервые предложила аналоговый стик в N64 — правда, один в центре геймпада. Однако в итоге именно внешний вид Sony оказался наиболее удачным и сформировал стереотипный вид игрового контроллера.

В основе современной версии контроллера Sony лежат два компонента. Во-первых, оригинальный контроллер первой PlayStation, выпущенный в 1994 году. Он определил эргономичную форму с парой длинных ручек, четырьмя триггерами сверху, крестовиной слева и классическим набором из четырех кнопок Sony справа. . Да, знакомое сочетание креста, круга, треугольника и квадрата появилось именно тогда.

Как контроллеры PlayStation DualShock изменили игровую индустрию

Как контроллеры PlayStation DualShock изменили игровую индустрию

Во-вторых, Dual Analog Controller, выпущенный в 1997 году, немного изменил форму и добавил пару аналоговых стиков. Затем игровая индустрия освоила третье измерение и одного креста стало недостаточно. Nintendo добилась определенного успеха, добавив один аналоговый джойстик к контроллеру N64. Однако именно появление Dual Analog Controller с двумя стиками окончательно сформировало принцип управления для трехмерных игр. По слухам, первое поколение DualShock вышло к концу 1997 года и отличалось наличием вибрации. Дизайн оказался настолько удачным, что Sony не вносила серьезных изменений после пяти поколений своих консолей — последняя PlayStation 5 идет по стопам DualShock.

Как контроллеры PlayStation DualShock изменили игровую индустрию

Но начнем издалека. До Sony геймпады для игровых консолей были самых разных форм и размеров, от прямоугольного пульта дистанционного управления NES и миниатюрного бумеранга Sega Genesis до безбашенных экспериментов Atari Jaguar. Потом появилась оригинальная PlayStation, после которой целая куча разных геймпадов выглядит как контроллер PlayStation.

?Факт: оригинальная PlayStation стала четкой демаркационной линией в дизайне игровых контроллеров.

Взгляните на современные консоли. У них есть некоторые вариации расположения кнопок и аналоговых стиков. Однако в широком смысле все геймпады так или иначе следуют концепции DualShock. Список бесконечен: GameCube, все поколения Xbox, Google Stadia, Ouya и многие другие сторонние модели.

Nintendo также приняла правила Sony, но все время экспериментировала. У Wii был пульт дистанционного управления, ориентированный на движение. Следующая Wii U была полностью оснащена планшетом-контроллером, хотя и с полным набором кнопок и стиков. Геймпады-переключатели в лице Joy-Con отсоединяются от портативных и могут использоваться отдельно как автономные контроллеры — это очень необычная идея. Однако для всех этих консолей есть классические геймпады Classic Controller и Classic Controller Pro, выполненные по всем канонам. В этом сила дизайна Sony.

Несмотря на сильную преемственность, геймпады Sony с годами развивались, дополняясь новыми функциями. Некоторые функции, такие как вибрация в DualShock, также стали отраслевым стандартом. Другие были менее успешными и не стали популярными даже в рамках экосистемы Sony. Это относится к датчику движения в Sixaxis от PlayStation 3 и сенсорным панелям в DualShock 4 от PlayStation 4.

Как контроллеры PlayStation DualShock изменили игровую индустрию

Как контроллеры PlayStation DualShock изменили игровую индустрию

Когда казалось, что изобретать больше нечего, компания выпустила триггеры с адаптивным переменным сопротивлением в DualSense для PlayStation 5. Теперь они имеют динамическую обратную связь, которая выводит игровой процесс на новый уровень. Посмотрите видео первой реакции нашего редактора Гриши на DualSense.

Возможно, в ближайшие годы игровая индустрия изменится. Но вряд ли мы увидим повторение успеха оригинального контроллера PlayStation и первого DualShock. Дизайн, созданный Sony, существует уже почти 30 лет, дольше, чем существуют некоторые бренды игровых консолей. И ничего лучше пока не придумали, а вот придумают ли — вопрос открытый.

Статья создана по материалам The Vegre.

Источник: Trаshbох

Оставить комментарий