Источник: Trаshbох
Несмотря на малую распространенность Nintendo 64 на территории бывшего союза, ее трехручковый контроллер очень узнаваем. Причина в необычном дизайне, который удивлял тогда, удивляет и сейчас. Однако не форма корпуса делает контроллер Nintendo 64 легендарным. Это заслуга джойстика в центральной части. Именно он познакомил игроков с принципиально новым управлением и проложил дорогу современным трехмерным играм.
Не думайте, что Nintendo не изобрела джойстик. Компания внесла неоценимый вклад в ее популяризацию и заложила основные принципы управления зарождавшимися тогда 3D-играми. До N64 джойстики пользовались спросом в основном у энтузиастов авиасимуляторов, которые искали аналог органам управления реальным самолетом. А в некоторых старых консолях, таких как Atari 2600, большой джойстик использовался аналогично кнопочной крестовине для 2D-игр.
Перемещение в 3D-мире требует большой свободы и универсальности, которых не давала традиционная крестовина, использовавшаяся в прошлом. Свобода действий отражена в дизайне геймпада N64: восьмиугольная ниша тонко намекает на восемь направлений, в которые можно отклонять джойстик и, соответственно, перемещать персонажа по экрану. Эта характерная форма использовалась в последующих консолях Nintendo вплоть до Wii U.
Магия заключается в том, как Nintendo научила игроков пользоваться джойстиком и перемещаться по новым мирам. При первом погружении хочется взять геймпад за внешние рукоятки, как классический контроллер, чтобы использовать крестовину. Однако джойстик на отдельной ручке в центре побуждает опробовать новый принцип управления. Сразу вступает в игру продуманная эргономика. Большой палец отлично обхватывает фактурную резиновую поверхность клюшки, что позволяет отклонять ее в любую сторону, четко дозируя усилие.
Ведь сейчас большую роль играет степень отклонения, она позволяет совершать более точные движения по сравнению с традиционным крестом. Например, в Super Mario 64 при сильном нажатии главный герой бежит, а при небольшом отклонении просто ходит. Чуть позже появятся игры, использующие этот принцип для полета в трех измерениях. В них выполняемые маневры полностью зависят от степени отклонения палки. Сегодня такая механика кажется единственно верной, но на заре становления 3D-игр все было не так просто.
Однако не обошлось без проблем. Пластмассовый механизм стика Nintendo 64 постепенно изнашивался, что требовало регулярной смазки с неизбежной заменой через некоторое время. Ругать инженеров за этот прокол не стоит, ведь они впервые реализовали аналоговый стик в компактном геймпаде еще во времена, когда Sony PlayStation 1 и Sega Saturn довольствовались крестиком. Геймпады с джойстиком для этих консолей появятся гораздо позже.
Контроллер N64 является переходным и сочетает в себе старую концепцию D-pad с новой концепцией аналогового джойстика. Другими словами, похоже, что геймпад SNES имеет дополнительные независимые расширения, не мешающие взаимодействию с классическими кнопками для тех, кому не нравится новая схема управления. Компания прощупывала новый подход и не могла знать все нюансы заранее — единый аналоговый стик не позволяет одновременно управлять и камерой, и персонажем. Этот момент был исправлен Sony выпуском Sony Dual Analog Controller с парой аналоговых стиков в 1997 году. Знаменитый DualShock появится чуть позже, к концу 1997 года. Формат геймпада с двумя джойстиками стал общепринятым стандартом и используется до сих пор. Даже Nintendo использует два стика в GameCube, Wii (классический контроллер), Wii U и Switch.
Однако заслуги Nintendo нельзя отрицать, сингл-стик N64 стал отправной точкой, мостом от спрайтовых консолей прошлого к сверхмощным PlayStation и Xbox, которые мы имеем сегодня. Именно этот геймпад задал тренд и научил поколения геймеров ориентироваться в виртуальном пространстве по-новому.
Статья создана по материалам The Vegre.
Источник: Trаshbох