Skip to main content

Источник: Trаshbох

По данным Автостата, с января по май 2022 года в России было продано 1119 неиспользуемых электромобилей. Это на 65% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Динамика интереса к электромобилям в отечественных реалиях вполне положительная. С одной стороны, они воспринимаются как гаджеты на колесах с массой новых фишек, которые невозможно реализовать на базе двигателей внутреннего сгорания (ДВС). С другой стороны, автомобилистов явно беспокоят экологические проблемы. Да, электромобили не раздражают окружающих своими выхлопными газами. Однако назвать их на 100% безопасными для окружающей среды, по сравнению с аналогами на органическом топливе, тоже нельзя. Это будет обсуждаться.

⊕ Экологические преимущества электромобилей

Как показывает практика, многие люди наивно полагают, что электромобили — это будущее человечества именно с точки зрения трепетного отношения к экологии окружающей среды. Однако важно понимать, что они, безусловно, отличаются определенными преимуществами в этом направлении.

1. Электродвигатели сохраняют воздух свежим

Важным экологическим отличием электромобилей является фактическое отсутствие выхлопной системы, без которой не может существовать двигатель внутреннего сгорания. Нет ни рева мотора, исходящего из глушителя, ни самого этого элемента в нижней части кормы корпуса. Поскольку все больше электромобилей заменяют традиционные автомобили, работающие на ископаемом топливе, воздух в городах становится чище. По статистике Департамента транспорта Великобритании в 2019 году около 27% вредных выбросов в атмосферу в стране приходится на бензиновые и дизельные автомобили. Судя по всему, в других штатах ситуация не менее позитивная, поэтому выходом из ситуации видится переход на электромобили.

Электромобили и экология.  Плюсы и минусы по сравнению с ДВС.  Не все так чисто

2. Выбросы CO₂ неуклонно снижаются

CO₂ или углекислый газ — это коварное химическое соединение, которое систематически накапливается в атмосфере нашей планеты с начала индустриальной эпохи. На первых этапах существования планеты это вещество было доминирующим, окружающим планету. Однако по мере развития процесса фотосинтеза его доля постепенно уменьшалась с нескольких десятков до 0,04%. Повсеместная автомобилизация вкупе с вырубкой лесов несколько лет подряд обращала этот процесс вспять. Несмотря на все сопутствующие нюансы, выбросы CO₂ от электродвигателей все же ниже. Но нулям, о которых пойдет речь далее по тексту, они не равны.

Электромобили и экология.  Плюсы и минусы по сравнению с ДВС.  Не все так чисто

3. Основные выбросы выносятся за пределы городов

Когда речь заходит об экологичности электромобилей, их противники сразу же начинают размахивать аргументами далеко не всегда самой зеленой генерации энергии для их «заправки», а также производства и утилизации аккумуляторов с большим количеством всевозможных выбросов. . Такое мнение имеет право на жизнь, но все же важно отметить, что все эти моменты обычно осуществляются за пределами больших городов. Это снижает средний процент вредного воздействия на каждого отдельного жителя планеты, что положительно сказывается на здоровье всего нашего вида — это подтверждает Министерство энергетики США.

Электромобили и экология.  Плюсы и минусы по сравнению с ДВС.  Не все так чисто

4. Меньшее загрязнение колодок твердыми частицами

Именно ради экологичности в некоторых электромобилях используются барабанные тормоза. Это, например, касается потенциально массовой модели Volkswagen ID.3. В отличие от системы с открытыми дисками, эта система собирается в ограниченном пространстве, что эффективно собирает отходы ее жизнедеятельности. В результате частицы изношенных тормозных колодок, не содержащие ничего полезного для окружающей среды, не остаются на городских улицах, как и на трассах. Однако в этом случае на первое место все же выходит эффективность остановки транспортного средства, что способствует спасению жизней. При выборе электромобиля это необходимо учитывать изначально.

Электромобили и экология.  Плюсы и минусы по сравнению с ДВС.  Не все так чисто

5. Отделочные материалы перерабатываются

Зеленый тренд заставляет производителей электромобилей пересматривать материалы, которые используются в интерьере кузова, в том числе. Это касается сидений, дверных карт и приборной панели — все стараются сделать максимально экологичным, из вторсырья или сырья, пригодного для дальнейшей переработки. В той же BMW подчеркивают, что около 95% компонентов модели i3 можно использовать повторно. При этом электромобиль производится с минимальным использованием сырья, полученного из возобновляемых, а не ископаемых источников.

⊖ Экологические недостатки электромобилей

Несмотря на ряд положительных экологических аспектов, в производстве и эксплуатации электромобилей есть немало отрицательных нюансов. Большинство из них даже не задумываются об этом. Тем важнее будет остановиться на самых важных нюансах чуть подробнее.

1. Производство аккумуляторов не является экологически чистым

С одной стороны, выбросы, связанные со всем сроком службы электромобиля, как правило, ниже, чем у среднего статического автомобиля с ДВС, даже если принять во внимание производство и выработку электроэнергии. С другой стороны, нельзя забывать общепризнанный факт: изготовление любых современных аккумуляторов — далеко не самый экологичный процесс. По мнению исследователей из Аргоннской национальной лаборатории, производство транспортного средства на базе электродвигателя гораздо хуже для окружающей среды, чем аналогичная модель традиционного плана. Однако с учетом эксплуатации, как уже было сказано выше, ситуация обратная.

Электромобили и экология.  Плюсы и минусы по сравнению с ДВС.  Не все так чисто

2. Переработка аккумуляторов вредна для окружающей среды

Во-первых, само производство аккумуляторов наносит вред окружающей среде. Во-вторых, их дальнейшая переработка тоже не на 100% экологична. Более того, важно четко понимать, что аккумуляторные батареи систематически теряют свою эффективность из-за процессов химического старения. При переходе рубежа 70–80% от полной емкости батарею приходится менять: машина заметно теряет и в дальности, и в динамике. Однако после активной эксплуатации внутри электромобиля аккумуляторы, даже при ощутимой деградации, все же могут использоваться в других сферах. Это снизит нагрузку на окружающую среду.

Электромобили и экология.  Плюсы и минусы по сравнению с ДВС.  Не все так чисто

3. Не всегда используется зеленое электричество

Когда электромобили называют транспортом, не использующим ископаемое топливо, это верно лишь отчасти. Не забывайте, как вырабатывается электричество. С одной стороны, конечно, есть ветряные и солнечные электростанции, которые не истощают планету и не выбрасывают в атмосферу вредных выбросов. С другой стороны, такие используются далеко не везде — чаще жгут всякие «мазуты» и балуются делением мирного атома. Назвать все это чем-то экологичным даже язык не поворачивается. Однако даже с учетом такого уточнения электромобили остаются более экологичными, чем «монстры» с двигателями внутреннего сгорания.

Электромобили и экология.  Плюсы и минусы по сравнению с ДВС.  Не все так чисто

4. Повышенный износ шин

Еще одна важная экологическая проблема, о которой многие просто забывают, — это систематический стирание шин. Важно понимать, что из-за использования рекуперационных технологий электромобили гораздо хуже относятся к колесам, чем автомобили, работающие на органическом топливе. По мере движения по дорожному покрытию совершенно разного качества резина систематически стирается, образуя пыль. Переносится по воздуху и даже постоянно в нем пребывает. В этом нет ничего хорошего для органов дыхания человека — да и для окружающей экологии, если уж на то пошло.

Электромобили и экология.  Плюсы и минусы по сравнению с ДВС.  Не все так чисто

5. Добыча редкоземельных материалов растет

В конце концов, важно понимать, что в электромобили устанавливаются разные силовые установки. Для производства наиболее прогрессивных используются редкоземельные материалы, распространение которых крайне ограничено. Более того, их добыча связана с экологической нагрузкой, ответственность за увеличение которой ложится на производителей электромобилей. Однако не все производители стараются максимально повысить эффективность и надежность используемых электродвигателей, поэтому масштаб проблемы считается не столь серьезным. Но это имеет место быть — это факт.

Источник: Trаshbох

Оставить комментарий