Источник: Trаshbох
Обычно при выборе автомобиля для покупки будущий владелец обращает внимание на тип и мощность двигателя, трансмиссии, дизайна кузова и салона, конечно же, а также на тип коробки передач. И здесь многие допускают распространенную ошибку, думая, что все коробки передач делятся всего на два типа – «механические» и «автоматические», хотя на самом деле это не совсем так. Сегодня мы подробно рассмотрим все современные типы коробок передач, изучим их механику работы, а также опишем плюсы и минусы каждого решения. Это полезно как для общего развития, так и для возможного выбора лучшего варианта.
⚠️ Важно: сегодня мы не будем говорить о принципе работы МКПП, так как сама МКПП давно себя изжила и постепенно сдает рынок в пользу более современных решений.
Как работает роботизированная коробка передач?
Начать, пожалуй, стоит с роботизированной коробки передач – МКПП, или, в народе, «робот». Этот тип коробки передач можно разделить на модели с одним и двумя сцеплениями. Собственно, робот со сцеплением — это самая обычная «механика», только вместо водителя за нажатие сцепления и переключение передач отвечает гидравлический или электрический привод, а система управления выбирает нужную передачу. Такая конструкция получается недорогой и неприхотливой, но не очень удобной в использовании: электроника не всегда гарантирует плавность и правильно подбирает момент переключения.
Решением этих двух проблем стало появление МКПП с двумя сцеплениями, так называемых преселективных роботов. Конструктивно в такой трансмиссии объединены две механические коробки, одна с четными шагами, а вторая с нечетными. На практике, пока автомобиль стоит на четной передаче, следующая нечетная передача уже включена на второй передаче, и для плавного и быстрого переключения системе достаточно лишь выжать сцепление. Наиболее распространенной коробкой передач с двойным сцеплением является Volkswagen DSG.
✅ Преимущества:
МКПП дешевле «автомата»; корпус относительно прост в ремонте и обслуживании; обеспечивает более динамичное ускорение и ускорение; экономнее расходует топливо; плавное переключение передач (модели с двойным сцеплением).
❌ Недостатки:
боязнь плохих дорог – на ровном асфальтовом покрытии лучше эксплуатировать МКПП; проскальзывание приводит к быстрому износу деталей.
Как работает автоматическая коробка передач?
Эта коробка вовсе не функционирует как «механический» или «робот»; здесь вместо обычного сцепления установлен гидротрансформатор, обеспечивающий плавную передачу крутящего момента… Кроме того, коробка передач является базовым элементом АКПП — именно в ней 4, 5, 6 и иногда 8 и более шагов. Следовательно, когда автомобиль разгоняется, система управления посылает сигналы в гидравлическую систему и «автоматически» переключается на повышенную или пониженную передачу без участия водителя.
На обычном «автомате» инженеры решили не останавливаться – уже много лет на рынке присутствует коробка передач с функцией «типтроник», которая позволяет переключать передачи в ручном режиме при движении на АКПП.
✅ Преимущества:
«автомат» чрезвычайно удобен в использовании; плавное, без рывков переключение передач; современные автоматические трансмиссии могут быть адаптированы к стилю вождения своего владельца; если ехать без резких рывков и торможений, то убить «автомат» практически невозможно.
❌ Недостатки:
Автоматическая коробка передач значительно увеличивает стоимость самого автомобиля; «автомат» дороже в обслуживании; полностью менять трансмиссионную жидкость необходимо каждые 30-50 тысяч километров.
Как работает вариатор
Конструкция вариатора на самом деле довольно сложна и дорога в производстве, но все же можно кратко описать механизм работы: внутри коробки два вала (входной и выходной (или ведущий и ведомый)), на которые мы, как известно, устанавливаем литые диски. Они образуют шкив переменного диаметра, в котором ремень (или цепь) действует как трансмиссия. Собственно, сдвигая диски друг относительно друга, можно менять передаточное число; в этом случае постепенного изменения нет. Соответственно, вариатор не дергается при переключении «передач», так как сами шестерни, по сути, тоже отсутствуют. Хотя, конечно, стоит такая система немало и требует постоянного контроля за трансмиссионной жидкостью.
✅ Преимущества:
нет переключения передач в привычном понимании — езда максимально плавная; машина с вариатором не катится по наклонным поверхностям.
❌ Недостатки:
ресурс ремня (цепи) – около 100 тысяч километров; нужно постоянно следить за трансмиссионной жидкостью; это довольно дорого; вариатор быстро перегревается при езде по бездорожью.
На любой вкус и цвет.
Нельзя сказать, что тот или иной редуктор лучше или хуже, это просто разные механизмы с определенными преимуществами и недостатками, которые лучше подходят для конкретных задач. Например, если человек понимает, что за год он преодолевает внушительные расстояния, и не планирует через год-два менять машину, то может смело брать «робота» — он дешевле в обслуживании и ремонте. Если проезжать до 5 тысяч километров в год и не выезжать за черту города, то можно взять «автомат» — он мягче, местами комфортнее, но, конечно, дорог в обслуживании и ремонте. Вариатор, конечно, тоже отлично справляется с поставленной задачей, но надо понимать, что за плавное переключение передач придется заплатить высокую цену, к тому же брать что-то крупнее кроссовера с трансмиссией точно не стоит. Вариатор (если это не Subaru).
Источник: Trаshbох